7 резонных причин не прибегать к услугам консалтинговой компании

7 резонных причин не прибегать к услугам консалтинговой компании

Консалтинговая компания — это структура, которая призвана помогать заказчику решать вопросы, связанные с экономикой и управлением. Фактически, перед специалистами данной области стоит задача выявить слабые стороны бизнеса и помочь руководству устранить их. Консалтинг помогает в рефлексии, дает взгляд со стороны и возможность понять, что и где идет не так. В результате компания продвигается, бизнес маcштабируется, а Большие Боссы довольно пересчитывают прибыль.

Нуждаетесь ли вы в услугах консалтинговой фирмы?

Прежде всего, хороший консалтинг — это очень дорого. Например, стоимость консультантов от McKinsey или Bain обойдется вам примерно в 150 тысяч долларов еженедельно. Плюс, среди наших бизнесменов часто срабатывает уязвленный режим: «Что ж я сам свою компанию не подниму?»

7 резонных причин не прибегать к услугам консалтинговой компании

Высокий чек и недостаточная мотивация приводят к тому, что только 7% отечественных делопроизводителей прибегают к услугам профессионального консалтинга. Для сравнения: исследования Forbes показали, что более 75% крупнейших компаний Соединенных Штатов регулярно прибегают к услугам специалистов в сфере бизнес-, IT- и управленческого консалтинга.

7 аргументов в пользу самостоятельного развития бизнеса

1. Вы быстро оптимизируете расходы

С каждым годом вы снижаете объем издержек и расходов с такой скоростью, которая всех устраивает (кроме ваших конкурентов, конечно). Причем, издержки должны снижаться не только в удачные для страны годы, но и в такое тяжелое время, как сейчас. Грубо говоря, уровень расходов не должен зависеть от курса доллара, настроения потребителя и фазы Луны.

Также издержки не должны повышаться при разработке новых продуктов и масштабировании компании. Это достигается разными способами, но основной хлеб консультантов — поиск возможностей для сокращения расходов. Если вы не очень эффективны в этих вопросах, то стоит задуматься над профессиональной помощью.

2. Ежегодно вы продаете/закрываете наименее конкурентные бизнесы

В США есть такое понятие, как Overqualified, то есть «сверхквалифицированный». Это вовсе не комплимент. Как правило, люди, которые занимаются сразу всем — не занимаются ничем. Исключения есть, но их очень немного.  Аналогичная история и в бизнесе: портфель проектов с течением времени должен становиться более сфокусированным.

Неплохой пример — строительство офисных площадей. Начинающий застройщик за отчетный год введет в эксплуатацию, скажем, 5 объектов по 30 тысяч квадратных метров. Его более продвинутый конкурент построит всего лишь одно офисное здание, но это будет мощный и быстро окупаемый проект.

Брюс Хендерсон, основатель Boston Consulting Group, отмечал, что 97% предпринимателей ведет больше бизнесов, чем следовало бы. Сохранять нужно только те бизнес-проекты, которые имеют реальное конкурентное преимущество на рынке.

3. Вы знаете, что едят на завтрак ваши конкуренты

7 резонных причин не прибегать к услугам консалтинговой компании

Если бизнесмен решается выходить на новый рынок, то ему нужно знать о своих потенциальных соперниках абсолютно все. Это достигается путем проведения профессионального маркетингового исследования и с помощью глубокого погружения в собственный бизнес.  Не хочется толочь воду в ступе, поэтому скажу коротко: не уверены — не беритесь. Лучше доверять такие вещи специалистам и получать реальные цифры, а не строить предположения.

4. Вы устраиваете корпоративные неформальные обсуждения проектов

Формат зависит от масштабов бизнеса: это может быть съезд руководителей разных подразделений, а может быть встреча маленькой дружной команды в ближайшем пабе. В любом случае, новые проекты и продукты полезно обсуждать в неформальной обстановке.

Когда люди высказывают свое мнение не по долгу службы, а лично — позиция будет более честной, а предложения более оригинальными и творческими. Это не панацея, но в психологически комфортной среде вероятность высказать дельную мысль возрастает.

Стратегические решения специалистов в сфере консалтинга позволяют справляться с проблемой раздробленности и «холода» внутри коллектива. Некоторые руководители способны справиться с этой проблемой самостоятельно, но чем крупнее бизнес, тем сложнее это сделать.

5. Вы можете получить отчет по любому вопросу в течение часа

Тут вопрос не скорости, а организованности. Это как аварийная эвакуация в случае пожара: действовать нужно быстро и слажено. Рабочий процесс должен быть устроен таким образом, чтобы вы и костяк команды всегда были в курсе. 7 резонных причин не прибегать к услугам консалтинговой компании

Если менеджеры компании не знают суммы издержек и другие показатели компании, то это означает, что они действуют на ощупь, не учитывая множество факторов, каждый из которых может стать роковым для бизнеса.

6. В портфеле компании есть инновационные продукты, и их количество растет с каждым годом

Развитие технологий и расширение рынка делают ключевым показателем успеха уникальность продвигаемого продукта. В стратегическом планировании крайне важную роль играют инновации.

Конкурентный рынок растет, и преимущества штампуются и перенимаются компаниями. В результате то, что раньше было уникальным, девальвируется. Современный бизнес — борьба креативных и изворотливых умов за место под солнцем.

7. У вас есть четко проработанная корпоративная стратегия

Более того, ваша команда знает об этой стратегии и четко ей следует. Главное — это не путать стратегию с планированием и вместе следовать навстречу поставленным целям.

Короткое резюме

У нас принято обращаться к консультантам тогда, когда руководитель перепробовал все и единственная альтернатива — катиться вниз по инерции или сворачивать бизнес. На мой взгляд, тут, как и в медицине, нужно действовать превентивно. Главное — найти баланс между ипохондрией и самоуверенностью. Не ищите внутри компании «болячки», но следите за симптомами, чтобы при малейшем отклонении от курса обратиться за помощью к специалистам.